Читатели
|
Рецензии
На странице отображаются рецензии, опубликованные 05.2024 в обратном порядке с 14 по 5
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
+ добавить замечания
Здравствуйте, Андрей.
"Пределы сложности ..." неполна и устарела. Не по сути, а по внятности и доказательности изложения. Она будет редактироваться, и это надолго. Поэтому сейчас лучше читать "Гёделевский аргумент ..." и "Организм, мышление ..." (последнюю до главы "Перспективы искусственного интеллекта").
Что касается иных мнений. Я обсуждаю только конкретные аргументы. И так как я их уже обсуждал - не раз и не здесь, то заранее могу сказать, что если вы с написанным в указанных статьях не согласны, то вы неправы. Тем более если вы не согласны с описанием мышления (и других конкретных явлений), так как в этом случае речь идёт о фактах, а не моих личных идеях.
Иванников Михаил 19.07.2023 02:16
Заявить о нарушении
Я почитал "Организм, мышление и самоорганизация"...
Ну да, всё верно, сплошная подборка фактов. Тут и спорить не с чем. Ваших мыслей тут нет. Как у Вас все культурно, раз и сразу - человек с его мозгом. Тут разбираться уже не надо. Да какая разница, как он устроен, правда? Мы сразу о том как он думает, мышление, сознание,воля, а потом модные нейросети и опять... факты, факты, все проверены и обоснованы. Только тут факты... недоговаривают. Почему мозг такой, как он думает, зачем он, в конце концов? Машина не думает, она сразу идет к результату, по программе или по алгоритму... Вот и у Вас все просто и ясно. Вам всё понятно. А мне - нет... С уважением, А.Никитин
Андрей Никитин 4 19.07.2023 07:56
Заявить о нарушении
Стр.82 "Все нейроны в нейронной сети мозга объединены в целое множественными прямыми и обратными, локальными и нелокальными, тормозными и возбуждающими связями. Столь же целостной является работа нейронной сети, так как возбуждение одних нейронов взаимосвязано с торможением других. И наконец целостность нейронной сети мозга — это целостность диссипативной системы, то есть это целостность реальная, физическая, когда система начинает вести себя действительно как одно целое." Вот это что ли, работа мозга? Это истины полувековой давности, времен начала кибернетики... Далее всё на примерно том же уровне "истин". Я также думал и писал примерно лет 10 назад... Потом понял, что всё давно изменилось.
Андрей Никитин 4 19.07.2023 09:34
Заявить о нарушении
Михаил.
Я достаточно знаю и классиков и современные понимания работы мозга. И Вашу работу я читал достаточно внимательно, чтобы понять, что и о чем написано. Там нет только Ваших мыслей по этому вопросу, которые вроде должны отличаться от мыслей "классиков". Вы так боитесь что-то неправильно сказать, что вообще непонятно, зачем тогда Вы это писали? Автор просто обязан выйти за рамки ранее сказанного другими, иначе зачем нужна эта работа? А переписывать чужие мысли - зачем?
Андрей Никитин 4 19.07.2023 17:35
Заявить о нарушении
Под заголовком статьи написано - научно-популярная. "Моих мыслей" по этой причине в ней и не должно быть, если только в качестве образов и метафор, упрощающих понимание научных представлений, и различного рода обобщений, показывающих ситуацию в целом. Всё это в тексте есть, в том числе как описание того, что науке в работе мозга непонятно. В целом это тема сознания и пределов сложности искусственного интеллекта.
Всё-таки что вы конкретно имеете в виду? Чем вас нынешние представления о работе мозга не устраивают? Замечу, что они вполне его работу объясняют, причём из них следует и то, что не всё в его работе объяснимо в принципе.
Иванников Михаил 19.07.2023 18:52
Заявить о нарушении
Да, наверное.
Удивительно, что Вы далее первой части и читать у меня статью далее не стали. А там как раз об этом. Об ИИ в СССР и на Западе, о проблемах и достижениях. Кстати, ИИ давно догнал мозг по скорости и объемам обработки информации. У него нет пределов сложности. Главная проблема как раз в том, что Вам неинтересно. Боюсь Вам статью еще не раз надо будет дорабатывать. На подходе квантовые вычисления и т.д.
Андрей Никитин 4 19.07.2023 19:56
Заявить о нарушении
ИИ не догнал мозг ни по скорости, ни по объёмам. И не догонит. Точнее говоря, ваше утверждение вообще малоосмысленное в силу несравнимости объектов. К тому же в любом случае скорость и объём не самое главное. Ваша отсылка к квантовым вычислениям опять же говорит, что в теме вы разбираетесь на уровне слухов. В общем читайте "Гёделевский аргумент ...". О квантовых вычислениях написано в "Пределы сложности ...". Превзойти интеллект человека не позволят ни они, ни что-либо другое.
Иванников Михаил 19.07.2023 21:16
Заявить о нарушении
И добавлю по вашей статье. Вы же зашли ко мне на страницу? Поэтому прочитайте мою статью и скажите, что там неверно и почему. Если вдруг аргументы будут вменяемые, то тогда, возможно, я заинтересуюсь вашей статьёй. Пока же вы никаких аргументов не привели, и в ваших ссылках, которые я вскользь посмотрел, я тоже ничего конкретного не обнаружил, поэтому изучать их внимательнее не стал.
Иванников Михаил 19.07.2023 21:30
Заявить о нарушении
Да... самомнение у Вас...
Какие аргументы нужно искать, если там Ваших мыслей нет. Вы что всерьез считаете, что я не знаю теорем Тарского и Геделя? Напомню Вам про Искинт, который сразу исходил из человеческого уровня ИИ, создавал что-то похожее на машинный мозг, ну ит т.д. Если Вы об ИИ пишите, то зачем везде диссипацию и энтропию совать? Это здесь зачем? Так Вы об интеллекте пишите, или об энергии и информации и их потерях? Какие потери в ИИ? Мы что дырявый мешок создаем? Бред какой-то устарелый. Да пишите, что хотите... Успехов!
Андрей Никитин 4 19.07.2023 21:42
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
+ добавить замечания
Честно говоря, вопрос об ответственности разработчиков ИИ я не ставил, у меня это всё с несколько других позиций рассмотрено - более принципиальных. Но спасибо, если потребуется, я посмотрю ссылки.
Иванников Михаил 06.02.2022 12:46
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Пределы сложности искусственного интеллекта» (Иванников Михаил)
"Как известно, мы мыслим сетью нейронов". - Откуда это известно? Это лишь предположение, не более того. Ясно, что сознание, поскольку субъективно оно существует именно как феноменальное сознание - совокупность переживаемого субъектом -невозможно свести к функции мозга, т.к. функция мозга - это генерация потенциалов действия, а отнюдь не производство феноменальных событий. Из того, что в мозге возбудились некие нейроны, никак нельзя логически вывести, что я при этом буду переживать, например, ощущение зеленого цвета. Более того, в мозге при этом (когда я вижу зеленое) ничего не "зеленеет". Вообще нет такого физического качества "быть зеленым". На мой взгляд, объяснить сознание как "функцию мозга", или даже как "внутреннее физическое состояние мозга" невозможно. Сознание имеет множество свойств (чувственные качества (квалиа), целостность, индивидуальность, свобода выбора и др.) - полностью отсутствующих в физическом мире. Отсюда естественно вытекает, что и мышление не есть функция "сети нейронов". На мой взгляд, сознание есть нечто нечто гораздо большее и фундаментальное, чем физический мир. Поэтому не сознание находится в физическом мире, а, напротив, физический мир - находится внутри сознания (гносеологически так оно и есть - физическая реальность - это лишь некая совокупность наших идей, существующих внутри нашего сознания). Поэтому не мозг производит сознание, но сознание (или множество сознаний коллективно) - производит мозг и весь окружающий нас предметный мир. Это можно обосновать не только гносеологически, но и с позиции квантовой механики (см. мою статью "Квантовая философия" https://proza.ru/2018/03/10/1519
Иванов Евгений Михайлович 24.01.2022 14:48
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Что касается "гёделевского аргумента", то он, хотя и верен, на мой взгляд (функция сознания действительно алгоритмически невычислима,) но сам по себе он не исключает возможность создание полноценного искусственного интеллекта. Дело в том, что теорема Гёделя применима лишь к бесконечным формальным системам, а человек конечное существо. Он имеет конечное количество возможных входов и выходов (сочетаний сенсорных стимулов и ответный реакций) и существует конечное время, а значит и функция, описывающая отображение любой ограниченной во времени последовательности сенсорных входов (изображающих историю и актуальное восприятие конкретного индивида) во множество возможных ответных реакций - также будет конечным объектом. Следовательно, просто путем сплошного перебора всех возможных вариантов этого отображения можно (например, с помощью экспертов) отобрать "алгоритм" (подмножество реализаций этой функции), который будет соответствовать "человекоподобному" поведению во всех реально возможных ситуациях. Конечно, реально такой перебор неосуществим, но он неосуществим не в силу фундаментальных математических запретов типа теоремы Гёделя, а в силу чисто физических причин - в силу нехватки у нас ресурсов и времени для реализации такого перебора. Но чтобы такой перебор был гарантированно не возможным, необходимо, видимо, потребовать, чтобы вычислительные ресурсы сознания были выше, чем потенциальные вычислительные ресурсы всей физической Вселенной. Это как раз и имеет место, если Вселенная есть нечто существующая "внутри сознания". Тогда искусственный интеллект - это не что иное, как попытка эмуляции функции сознания внутри самого сознания и в этом случае вычислительная мощность искусственного интеллекта всегда будет меньше потенциальной вычислительной мощности сознания.
Иванов Евгений Михайлович 24.01.2022 15:13
Заявить о нарушении
Евгений, по-видимому, вы невнимательно прочитали то, что комментируете. Это немудрено, в книге проблема рассмотрена очень широко (на всякий случай замечу, что важные особенности организации книги указаны в последнем абзаце Предисловия). Поэтому про сознание — как я вижу разрешение проблемы квалиа на самом деле — проще прочитать в статье «Гёделевский аргумент и вычислимость интеллекта», начиная со стр. 14 (ссылка на формат PDF есть на моей авторской странице). Плюс вторая часть статьи тоже.
Относительно квантовой механики, то подозревать её решающую роль в мышлении или появлении квалиа оснований я не вижу. КМ — это не самый глубокий уровень материи, а мышление связано с самым глубоким. Почему так, написано в той же статье, а научные физические основания этой связи вкратце приведены в её конце.
Что касается свободы воли, то квантовая механика здесь точно ни при чём, так как наше поведение последовательное и целенаправленное, а не случайное и вероятностное. Но обсуждать этот вопрос без знания того, что из себя представляет мозг, как он работает, не имеет смысла. А с учётом этого, свобода воли рассмотрена в книге в главе 1.6. «Свобода воли и детерминизм». И вывод неожиданный.
Иванников Михаил 24.01.2022 19:56
Заявить о нарушении
Касаемо второй части вашего комментария (я её сразу не заметил), то в той же статье про гёделевский аргумент или в первой части книги, все аргументы приведены. И они ясно говорят о том, что вы ошибаетесь - когда пишете о конечности, переборе и т. д.. Поэтому делать мышление вычислительно сильнее Вселенной не требуется, помещать Вселенную в сознание (в прямом смысле слова) тоже. Впрочем, никакая точка зрения окончательно и не отвергается тоже - это тоже следует из статьи.
Иванников Михаил 24.01.2022 20:10
Заявить о нарушении
Насколько я понял, Вы связываете квалиа с неким "глубинным", неописываемым современной физикой "уровнем реальности" (подобные идеи высказывал еще Б. Рассел). На мой взгляд это не реалистично, т.к. о квалиа мы можем вербально сообщать, т.е. они явно как-то физически себя проявляют (т.к. говорение есть физический акт). Значит квалиа как-то физически действуют, проявляют себя вовне - но в таком случае они должны быть частью физической картины мира, поскольку физика и есть та наука, которая описывает все, что так или иначе действует в физическом мире. Однако физика никакими квалиа не оперирует - физическое описание полностью бескачественно (использует только количественные характеристики) и, вместе с тем, для обычной атомно-молекулярной материи в доступном биологическим организмам энергетическом диапазоне это описание является полным и исчерпывающим. Как же тогда качества могут себя проявлять вовне (в речи), если они никак себя физически не проявляют? На мой взгляд квалиа вообще не принадлежат физической реальности, а следовательно, "реальность" есть нечто большее, чем физическая реальность. На мой взгляд, эта более фундаментальная реальность и есть сознание, а физическая реальность - есть нечто существующее "внутри сознания", как некоторая небольшая часть надындивидуальной "смысловой реальности", которая (с позиций квантовой механики - с учетом субъективного характера акта редукции) селективно "выделяется" из более обширного "смыслового универсума" совместной деятельностью некоторой группы сознаний. Квалиа же существуют в чувственной приватной компоненте сознания, в которую содержимое смысловой "физической реальности" лишь "проецируется" (отсюда необходимость физически необъяснимого акта редукции), порождая видимую нами "классическую картину".
Иванов Евгений Михайлович 25.01.2022 13:03
Заявить о нарушении
>>>Вы связываете квалиа с неким "глубинным", неописываемым современной физикой "уровнем реальности" (подобные идеи высказывал еще Б. Рассел).
Совершенно верно, только не просто с глубинным, а с элементарным. Естественно, это физическая реальность, и естественно элементарный уровень материи себя проявляет, так как элементарный уровень материи — это основание происходящего на всех других её уровнях. Но именно поэтому теория, которая опишет элементарный уровень материи, — это «теория всего». Но «теория всего» не имеет смысла.
Вы, видимо, прочитали только первую часть статьи. В ней речь идёт о непознаваемости сознания, о невозможности его описать и так далее до выводов о пределах сложности искусственных систем. Во второй главе речь заходит как раз о материи сознания (в аннотации об этом написано). Почему именно элементарный уровень, почему это непознаваемый уровень, что из этого следует и так далее. На все ваши вопросы ответы в статье есть.
>>>На мой взгляд квалиа вообще не принадлежат физической реальности, а следовательно, "реальность" есть нечто большее, чем физическая реальность.
На это замечание ответ дан в книге «Пределы сложности ...» в главе 1.7. «Сознание». Цитата:
«Однако если бы сознание принципиально отличалось от физической реальности, то никакая корреляция объективной и субъективной реальностей была бы невозможной, так как принципиально отличные сущности попросту не существовали бы друг для друга. В любом другом случае физическое и психическое — это одна реальность. Поэтому говорить можно, очевидно, только об особенностях физических процессов в мозге, определяющих и наличие сознания «внутри» мозга, и качественное отличие сознания от мозга, наблюдаемого «снаружи».»
>>>Квалиа же существуют в чувственной приватной компоненте сознания, в которую содержимое смысловой "физической реальности" лишь "проецируется" (отсюда необходимость физически необъяснимого акта редукции), порождая видимую нами "классическую картину".
КМ точно так же не объясняет модальность сознания, как и любая другая физическая теория. КМ вероятностная, а поведение последовательное и целенаправленное. И КМ не описывает элементарный уровень материи. Более того, особенности работы мозга — и физические, и логические (нейросетевые) — однозначно говорят о том, что сознание прямо связано с работой мозга. Потому что слишком высока корреляция между особенностями сознания и особенностями работы мозга, и как это объяснить «через КМ» я не представляю. О работе мозга лучше читать в статье «Самоорганизация ...» с самого начала статьи, иначе ничего понятно не будет.
Тем не менее непознаваемость сознания подразумевает, что гипотезы всегда возможны. Но на основании современных теорий их строить вряд ли стоит. Тем не менее сознание как элементарный уровень материи означает, что в каком-то смысле вы правы, материя на самом глубинном уровне не такая, как мы её видим в физических теориях. Причины всего этого тоже изложены во второй части «Гёделевский аргумент ...». Цитатой здесь не отделаешься, поэтому лучше прочитать.
Иванников Михаил 26.01.2022 06:51
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Организм, мышление и самоорганизация» (Иванников Михаил)
Михаил!Вы пишите: "Однако если бы сознание принципиально отличалось от физической реальности, то никакая корреляция объективной и субъективной реальностей была бы невозможной, так как принципиально отличные сущности попросту не существовали бы друг для друга. В любом другом случае физическое и психическое — это одна реальность. Поэтому говорить можно, очевидно, только об особенностях физических процессов в мозге, определяющих и наличие сознания «внутри» мозга, и качественное отличие сознания от мозга, наблюдаемого «снаружи»".
Здесь вы упускаете следующую возможность: не сознание существует "внутри мозга", а мозг существует "внутри" сознания. Действительно, непосредственно мозг дан мне либо как воспринимаемый мною чувственный "образ" мозга, либо "идея мозга". И то и другое находится "внутри" моего сознания. Попытка же помыслить мозг как "объективную реальность вне сознания" опять приводит нас лишь к некой идее "объективной реальности" внутри сознания, а не к самой этой "объективной реальности", которая будучи за пределами сознания (всякого возможного опыта) не может быть предметом мысли - ибо мысль должна указывать на то, что она мыслит, а такое указание возможно лишь в пределах возможного опыта (т.е. "внутри сознания"). В этом случае сознание и физическое - это одна реальность, но именно субъективная (психическая) реальность (а никакой другой реальности нам по сути и не дано).
Но тогда возникает вопрос: как сознание может зависеть от мозга, который сам зависит от сознания? На мой взгляд ничего парадоксального в этой зависимости нет. В качестве примера можно использовать компьютерную метафору (здесь я использую отрывок из моей статьи "Тупики натуралистических теорий сознания и выход из них"): "Уподобим сознание компьютеру (как физическому устройству). Тогда мозг можно уподобить операционной системе компьютера, которая управляет его работой, а внешний мир уподобить обрабатываемым данным. Операционная система существует как некая совокупность ограничений, налагаемых на степени свободы компьютера, и как таковая она существует лишь как некое определенное состояние самого компьютера (как часть содержимого его памяти) и не обладает никаким независимым от компьютера бытием. Также и мозг существует как система ограничений состояний свободы сознания и существует только в сознании (в интерсубъективном восприятии и интерсубъективной памяти) и не имеет какого-либо бытия вне сознаний. Но также, как повреждения операционной системы нарушают работу компьютера, так и повреждения мозга нарушают нормальную работу сознания, несмотря на то, что в данном случае мозг существует лишь как феномен сознания и, значит, не он порождает сознание, а напротив, сам порождается множеством интерсубъективных актов селекции квантовых состояний, осуществляемых в восприятии и фиксируемых в памяти этих сознаний. Таким образом, для объяснения зависимости функции сознания от мозга нам достаточно лишь допустить, что функция сознания специфично зависит от определенного содержимого его интерсубъективной памяти (также, как функция компьютера специфично зависит от содержащейся в его памяти операционной системы)".
Иными словами зависимость сознания от мозга можно объяснить надындивидуальным или по крайней мере интерсубъективным характером содержащихся в сознании чувственных и умопостигаемых объектов.
Такой характер связи "физического и психического" прямо вытекает из квантовой картины мира, как пытался показать в вышеупомянутой статье.
С уважением, Е. Иванов
Иванов Евгений Михайлович 02.01.2021 16:58
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Здравствуйте, Евгений!
Я перейду сразу к делу. Вы отвергаете натуралистический подход по ряду причин. Далее по схеме: Ваша причина (как я её понял) — Моё краткое «натуралистическое» опровержение.
1. В материи нет места сознанию — Есть, так как материя во всей глубине ещё непонятна и не может быть понятна. В книге показано, что по мере познания разница между миром, наблюдаемым непосредственно, и миром физических теорий будет становиться всё более заметной. Кратко, общая причина этого в том, что теория всего не имеет смысла, поэтому познание — это приближение к бессмысленному, не существующему итогу. Как выражение приближения к полностью бессмысленному итогу, познание будет идти всё труднее, язык теорий будет становиться всё сложнее, а «наглядные» интерпретации этих теорий всё более отличаться от непосредственно наблюдаемого мира.
Другими словами, невозможность объяснения сознания в рамках физики — это следствие ограниченности познания, а не нефизичности сознания или чего-либо подобного. Поэтому квантовая физика понять сознание тоже не поможет. Проблема измерения — это не причина непонимания сознания, а естественное следствие невозможности его понять. И преодолеть эту фундаментальную особенность познания невозможно. Точнее говоря, о «возможности» её преодолеть написано в первой половине главы «Абсолютная истина» в книге «Пределы сложности искусственного интеллекта»[1]
2. Сознание целостно, а холодильник нет — Такие системы, как клетка, мозг, организм или ячейки Бенара — это открытые термодинамически неравновесные системы (конкретно диссипативные системы). Что принципиально отличает их от таких систем, как компьютер, холодильник или любой механизм в целом. Помимо других особенностей, целостность тоже естественное свойство этих систем. Наличие в сознании конкретно образов, эмоций и самоощущения, континуальность и абстрактность сознания также имеет чёткое натуралистическое объяснение, связанное с синхронизацией и нейросетевым устройством мозга.
3. Если копировать субъекта, то… — Это невозможно, так как работа таких физических систем как субъект связана с бифуркациями. Поведение системы в точке бифуркации принципиально непредсказуемо, его нельзя скопировать, вычислить. Таким образом, каждый субъект индивидуальность, и это не представляет из себя чего-либо необычного.
4. Инсайт — Бифуркация. Ничего особенного. Например, каждое переключение внимания — это переход через точку бифуркации. То есть каждое переключение внимания — это инсайт, некое интуитивное озарение, просто чаще всего незначительное, «обычное».
5. Р. Пенроуз (исходя из теоремы Гёделя о неполноте формальных систем) даже полагает, что функция человеческого мышления является алгоритмически невычислимой и следовательно, компьютерная имитация функции человеческой психики в принципе не возможна [19] — И он совершенно прав, причём невычислимость имеет и понятное физическое основание, заключающееся в принципах работы мозга - см. выше.
Таким образом, сознание и материю мозга ничего не мешает считать одним целым. Однако исследовать материю в той глубине, чтобы найти там сознание, невозможно. Причём разница между субъектом и объектом по мере познания материи должна становиться всё более сильной. В итоге разница между мозгом, наблюдаемым снаружи, и мозгом, воспринимаемым изнутри, естественна и неустранима.
***
Подробнее, но коротко и более или менее физично, о сознании написано в статье «Самоорганизация в организме и мозге»[2], в части «Сознание», первая и вторая главы. Буквально сегодня я их переписал, чтобы было яснее (изложение во второй главе было сильно запутанным). Логика всего коротко изложена в статье «Гёделевский аргумент и вычислимость интеллекта»[3], начиная с последнего абзаца на стр. 6. Все приведённые в статьях физические подробности — это научные факты, известные в основном давно. Некоторые ссылки есть в статье «Краткое описание основных физических принципов работы организма и мозга»[4], но вообще научных работ по этой теме сейчас много. Популярных обобщений мало.
1. https://drive.google.com/file/d/1cvN9tYza7kshKCnHwGJ2ahLnM-pVciPF/view
2. https://drive.google.com/file/d/1KxB_v0XXwy2MuXu_HDesiJWftmWfEB6B/view
3. https://drive.google.com/file/d/1tD-QA0fmH19uOnBf8U4uKP7kPXDL4lwJ/view
4. https://drive.google.com/file/d/1hM3YJJuB6kkuVwFNj707v_ZPJSwd8hvd/view
Иванников Михаил 03.01.2021 20:41
Заявить о нарушении
Михаил! Вы пишите: "материя во всей глубине ещё непонятна и не может быть понятна". На мой взгляд - очень странный вывод. С точки зрения современной физики обычная атомно-молекулярная материя из которой состоит человек, в диапазоне характерных для химических процессов в организме энергий, абсолютно понятна, в ней нет ничего необъясненного.Квантовая механика дает исчерпывающее описание и объяснение свойств атомов, а следовательно, потенциально и любых сложных атомно-молекулярных комплексов. Точные модели таких комплексов не возможны лишь в силу вычислительных трудностей - с увеличением размерности системы объем вычислений растет экспоненциально. В обычной материи могут быть в будущем обнаружены какие-либо новые свойства, например частицы могут оказаться не точками, а струнами. Но эти гипотетические "струнные" (или какие-то другие "скрытые") свойства никак не могут проявлять себя на том уровне энергий, который имеет место в человеческом организма - поскольку этот уровень энергий давно исследован и никаких свойств которые могли бы отвечать, например, за квалиа, не обнаружено. То же, что возможно будет выявлено на высоких уровнях энергии - не может никак проявляться на уровне процессов в человеческом организме, а значит не может быть и объектом какого-либо самоотчета.Вообще методологически на мой взгляд не правильно исходить из позиции: наука просто чего-то еще не знает, а когда узнает - наша точка зрения подтвердится.Все указывает как-раз на то, что физика (в лице квантовой механики, теории относительности и стандартной модели физики элементарных частиц) уже практически завершенная наука и никакой новой физики, по крайней мере такой, которая имела бы отношение к обычной атомно-молекулярной материи, не будет. Значит объяснение сознания нужно искать не в гипотетической "новой физике", а в той физике, которая существует. А она в лице квантовой механике прямо подсказывает нам место сознания в квантовом мире (сознание есть нефизический фактор редукции в.ф., поскольку физического механизма редукции не существует).
Целостность проявляемая в физике, например, синергетическая, построена на внешнем взаимодействии элементов, на запаздывающих связях между ними, тогда как симультанно данный нам перцептивный гештальт предполагает логически связи совсем иного рода - связи симультанные, в которых целое и части существуют одновременно.
Вы пишите: "Наличие в сознании конкретно образов, эмоций и самоощущения, континуальность и абстрактность сознания также имеет чёткое натуралистическое олюбые нейронные процессы - это лишь нейронные процессы и любое их усложнение никак не приведет к появлению чего-то кроме сложных нейронных процессов. Нет никакого логического мостика между нейронными процессами сколь угодно большой сложности и субъективными переживаниями - первое никак логически не предполагает второе. Вполне мыслимы те же нейронные процессы, но без субъективного сопровождения (случай ф-зомби).
Относительно копирования: принципы бифуркаций. нелинейной
Иванов Евгений Михайлович 03.01.2021 21:47
Заявить о нарушении
динамики характерны для классических систем. На квантовом уровне состояния атомно-молекулярных систем дискретны, поэтому возможно приготовить квантовые системы в абсолютно одинаковых состояниях. Есть теорема о запрете копирования квантовых систем, но она относится только к системам квантовое состояние которых изначально не известно. Мы не можем ее скопировать просто потому, что единичное измерение разрушает исходное состояние и не дает почти никакой информации об этом исходном состоянии. Но если проведено измерение - система переходит в одно из известных нам собственных состояний оператора измеряемой величины и тогда с помощью селективной процедуры можно создать сколь угодно большое число копий этой системы. Так и с человеком - мы не можем скопировать квантовое состояние человека до измерения, но нет никаких ограничений на создание неограниченного числа копий в квантового состояния данного после измерения. В силу дискретности квантовых состояний (которая имеет место в любых ограниченных по протяженности системах) - нам не нужна абсолютная точность измерений. Более того, она и не нужна хотя бы потому, что оригинал сам непрерывно физически меняется, оставаясь тем не менее тождественным себе как Я.
Если исследовать материю на той глубине, где находится сознание не возможно, то как же это делает мозг? - А он это делает, выдавая нам отчет о наличии феноменального сознания.
Иванов Евгений Михайлович 03.01.2021 22:02
Заявить о нарушении
Прежде всего:
Если какая-либо теория опишет смысл, то смысла у такой теории уже не будет, весь смысл будет «внутри» этой теории. Таким образом, теория, которая опишет смысл, невозможна, не имеет смысла. При этом смысл — в голове у субъекта. Таким образом, сколько-нибудь точно описать субъекта невозможно.
Язык не может непротиворечиво описать все правила, по которым сам возникает. Иначе говоря, описать систему, в которой возникает язык, языком нельзя. Следовательно, субъект языком невыразим. Язык — это все наши теории. Таким образом, тот же вывод — ни в какой теории субъект сколько-нибудь точно описан быть не может.
При этом субъект так же подчиняется законам физики, как и вся остальная физическая реальность, поэтому невозможность описать субъекта суть наличие у познания границ. Таким образом, познание — это всё более затратное приближение к гипотетическому итогу в виде знания всех законов физики, но этот итог по факту не имеет смысла, не существует. Как следствие, чем более глубокий уровень материи исследуется и чем точнее становятся предсказания, и как будто всё понятнее поэтому должен становиться и сам субъект, тем, наоборот, всё более непонятными — «бессмысленными» — становятся теории: всё сложнее становится язык формул и всё более не очевидными интерпретации этих формул.
Суть последнего обстоятельства заключается в том, что вместо всё более глубокого понимания связи субъекта и материи, наоборот, всё больше проявляется разница между субъектом и миром, который он наблюдает непосредственно, и тем миром, который следует из теории. Прямым выражением чего, по-видимому, является проблема измерения, суть которой в том, что не получается эти миры объединить, понять, как конкретно один возникает из другого.
Поэтому ваша апелляция к квантовой механике — это апелляция к некой промежуточной теории, которая неполна и неточна и не может быть полна и точна. И это при том, что у меня речь идёт о теории самой глубокой — о самой первой черепахе. Мир на этом уровне может вообще не иметь ничего общего с КМ — как сама КМ не похожа на классический мир.
Теперь по вашему письму.
>>>Но эти гипотетические "струнные" (или какие-то другие "скрытые") свойства никак не могут проявлять себя на том уровне энергий, который имеет место в человеческом организма - поскольку этот уровень энергий давно исследован и никаких свойств которые могли бы отвечать, например, за квалиа, не обнаружено.
Большие энергии нужны, чтобы исследовать материю на квантовом уровне и тем более на струнном. Но чтобы состоять из них, нам какие-либо специальные энергии не нужны. Эти уровни уже есть, мы состоим из них, они не возникают только в ходе исследований. То же и с сознанием.
>>>Если исследовать материю на той глубине, где находится сознание не возможно, то как же это делает мозг? - А он это делает, выдавая нам отчет о наличии феноменального сознания.
То же самое. Возможность или невозможность исследовать чего-либо сама по себе никак не связана с существованием или не существованием этого.
>>>Вообще методологически на мой взгляд не правильно исходить из позиции: наука просто чего-то еще не знает, а когда узнает - наша точка зрения подтвердится.
Но это и не моя точка зрения. Моя — что наука и не знает, и не узнает. И этому есть доказательства — принципиально невозможно формализовать ни мышление (то есть исследуя мозг «снаружи»), ни сознание, квалиа (то есть исследуя мозг «изнутри»). Что уже говорит о том, что в физике работы мозга есть связь с сознанием — потому что и то и другое принципиально нельзя формализовать. При этом принципиально нельзя формализовать только элементарный уровень материи. И, как показано, работа мозга с этим уровнем в высшей степени связана и именно по этой причине она не может быть формализована.
>>>Целостность проявляемая в физике, например, синергетическая, построена на внешнем взаимодействии элементов, на запаздывающих связях между ними, тогда как симультанно данный нам перцептивный гештальт предполагает логически связи совсем иного рода - связи симультанные, в которых целое и части существуют одновременно.
Самоорганизация, упорядочение хаоса — это не случайное совпадение активности элементов системы и не когерентность, навязанная им извне. Поэтому и целостность в диссипативных системах — это не просто «целостность» случайно совпадающих траекторий, а связь качественно более полная. В которой, возможно, и проявляет себя сознание. По крайней мере порядок абстрактен и континуален, а совпадение и других особенностей ещё больше подтверждают эту версию.
На этот счёт прочитайте главу 5.1. «Сложность и системные свойства» по ссылке:
https://drive.google.com/file/d/1cvN9tYza7kshKCnHwGJ2ahLnM-pVciPF/view
>>>Любые нейронные процессы - это лишь нейронные процессы и любое их усложнение никак не приведет к появлению чего-то кроме сложных нейронных процессов. Нет никакого логического мостика между нейронными процессами сколь угодно большой сложности и субъективными переживаниями - первое никак логически не предполагает второе. Вполне мыслимы те же нейронные процессы, но без субъективного сопровождения (случай ф-зомби).
Я для этого и написал книгу (её первую часть), чтобы объяснить, что этот мостик есть, но его нельзя описать прямо — только косвенно. Поэтому всё, что можно в этой ситуации сделать — это не найти в мозге сознание, а на основании косвенных аргументов показать, что ему в мозге есть «место».
Причём такое место, что никакой философский зомби его там в принципе не заменит. Невозможность формализовать мышление означает, что субъекта в принципе нельзя заменить.
>>>На квантовом уровне состояния атомно-молекулярных систем дискретны, поэтому возможно приготовить квантовые системы в абсолютно одинаковых состояниях.
Абсолютно точное измерение невозможно в принципе. И КМ тоже не абсолютно точная теория, иначе бы и теория струн была не нужна. Другими словами, КМ не описывает элементарный уровень материи. Поинтересуйтесь квантовой пеной или размером электрона. В то время как переход через точку бифуркации, наоборот, происходит вследствие бесконечно малого изменения параметров системы. То есть вследствие истинно элементарных событий в абсолютно полном смысле этого слова. В свою очередь, это означает, что в работе мозга критически важны все уровни его материи, поэтому описание мышления требует абсолютной точности описания, но такая точность не имеет смысла.
И наконец в любом случае, чем ближе система к точке бифуркации, тем больше ограничено её наблюдение. В мозге такие переходы происходят постоянно и на разных уровнях. Поэтому копировать субъекта всё равно невозможно в принципе. Ну, и квантовой теории хаоса тоже, естественно, нет.
Цитаты из АИ на всякий случай:
1. «Н. ф. п. связаны с потерей устойчивости исходного бесструктурного состояния, являющегося экстраполяцией равновесного состояния в неравновесные условия, и происходят в результате бифуркаций, приводящих к возникновению новых стационарных состояний. … Подобная аналогия имеет место при Н. ф. п. и в др. системах: физических (образование конвективных ячеек Бенара; возникновение осцилляции напряжённости электрич. поля в диоде Ганна), химических (появление автоколебаний и автоволн при хим. реакциях), биологических (переход в режим ритмич. активности нейронных ансамблей; образование неоднородных структур при морфогенезе) и т. д..»
Неравновесные фазовые переходы — Физическая энциклопедия.
2. «Бифуркация — это качественное изменение поведения динамической системы при бесконечно малом изменении её параметров.»
Теория бифуркаций — Википедия.
3. «Непредсказуемость. Обычно точка бифуркации имеет несколько веточек аттрактора (устойчивых режимов работы), по одному из которых пойдёт система. Однако заранее невозможно предсказать, какой новый аттрактор займёт система.»
Точка бифуркации — Википедия.
Иванников Михаил 04.01.2021 03:47
Заявить о нарушении
Теория смысла не возможна лишь если мы попытаемся в этой теории выразить всю полноту смыслового содержания - все способы существования смысла. Но возможна теория, отвечающая на вопрос: что такое смысл, какова его природа. См.: https://proza.ru/2012/09/23/311
Также не возможна теория языка, которая рассматривала бы все возможные способы использования языка (т.к. она не описывала бы саму себя как пример языковой практики), но тем не менее известны общие принципы функционирования языков.
Квантовая механика строится на принципе "в теории должны присутствовать только наблюдаемые величины" (Гейзенберг). Т.е. она не предполагает и по сути не допускает (как показал еще фон Нейман) введения каких-либо скрытых параметров (без противоречия с теорией относительностью). Т.о. в КМ вообще нет никакого "внутреннего механизма" физических процессов - поэтому что тут можно "углублять" и "открывать"? Любая теория претендующая на замену КМ должна воспроизводить ее результаты (подтвержденные эмпирически), а следовательно феноменологически будет тождественна КМ. Все в КМ абсолютно лежит на поверхности и под поверхностью - ничего нет. По сути квантовая механика вообще ничего нам не сообщает об устройстве "объективной реальности", но лишь о динамике нашего восприятия этой реальности. И эта особенность квантовой механики прекрасно объясняется в рамках концепции сознания в квантовом мире (См.статью "Квантовая философия" https://proza.ru/2018/03/10/1519).
Теория струн не является более фундаментальной теорией чем КМ, т.к. она использует стандартный аппарат КМ без каких-либо изменений. Просто в случае обычной теории частиц "квантуются" классические уравнения для движения точки (путем стандартной замены чисел на операторы), а в теории струн - также стандартно квантуются классические уравнения для движения струны (обычно используют формализм Лагранжа, а в качестве действия выбирают площадь, заметаемую струной).
Иванов Евгений Михайлович 04.01.2021 10:54
Заявить о нарушении
>>>Теория смысла не возможна лишь если мы попытаемся в этой теории выразить всю полноту смыслового содержания - все способы существования смысла.
Теория смысла должна формализовать смысл, то есть формализовать квалиа, сознание. Это невозможно. Другое будет не теорией, а догадками.
>>>Также не возможна теория языка, которая рассматривала бы все возможные способы использования языка
Суть сказанного у меня в том, что язык, который опишет сам себя, будет противоречивым. Но если вы формализуете мышление, вы опишете и любой язык, который только мышление может построить.
>>>Квантовая механика строится на принципе "в теории должны присутствовать только наблюдаемые величины" (Гейзенберг). Т.е. она не предполагает и по сути не допускает (как показал еще фон Нейман) введения каких-либо скрытых параметров (без противоречия с теорией относительностью). Т.о. в КМ вообще нет никакого "внутреннего механизма" физических процессов - поэтому что тут можно "углублять" и "открывать"?
КМ — это обычная теория, она не описывает мир с абсолютной точностью и полнотой. У неё есть границы применимости. Это следует хотя бы из того, что КМ конфликтует с ОТО или нам неизвестен размер частиц, зернистость пространства и много чего ещё. При чём здесь скрытые параметры, непонятно. Сейчас их сложно представить, а завтра окажется, что мы чего-то не знали и потому интерпретировали мир неверно — как это делали Птолемей или Ньютон. Ведь их теории и сейчас тоже верны — в своих границах. Просто новые факты и, как следствие, новые теории эти границы уточнили, сузили. Геоцентрическая модель теперь имеет смысл только как исторический артефакт. Механика Ньютона — в пределах малых скоростей. И КМ когда-нибудь тоже будет уточнена новой теорий — а если не будет, то только по причине растущей сложности познания.
>>>Любая теория претендующая на замену КМ должна воспроизводить ее результаты (подтвержденные эмпирически), а следовательно феноменологически будет тождественна КМ.
Это относится к любой теории, претендующей на замену старой. Принцип соответствия. Новые теории не отказываются от старых наблюдений, но описывают их по-новому. Новые наблюдения, не укладывающиеся в рамки старой модели мира, требуют новой модели. Ведь наблюдения не только уточняют старую модель, но и в конечном итоге всегда приводят к появлению новой.
И это фундаментальный принцип познания. Во-первых, любое новое знание — это неравновесный фазовый переход к новому порядку активности нейронов, то есть всегда нечто качественно отличное от старого знания, и чем больше новизна, тем больше отличие. И во-вторых, если теория всего не имеет смысла, то приближение к ней должно быть не просто уточнением знаний, а именно их переосмыслением в сторону большей «бессмысленности», то есть несоответствию, наблюдаемому на привычных масштабах.
>>>Все в КМ абсолютно лежит на поверхности и под поверхностью - ничего нет. По сути квантовая механика вообще ничего нам не сообщает об устройстве "объективной реальности", но лишь о динамике нашего восприятия этой реальности.
В любой теории «всё лежит на поверхности» и любая теория «не сообщает об устройстве "объективной реальности", но лишь о динамике нашего восприятия этой реальности». А что касается «объективной реальности», см. ниже.
>>>Теория струн не является более фундаментальной теорией чем КМ, т.к. она использует стандартный аппарат КМ без каких-либо изменений.
Теория струн именно является более фундаментальной теорий, так как призвана описать мир более точно. Найдите статью «Теория струн» в Википедии и обратите внимание на рисунок слева — это наглядное отображение её большей фундаментальности. Ну, и справа тоже рисунок есть, он посложнее будет. Другими словами, как любая новая теория, теория струн описывает мир тоже по-новому, представляет новую теоретическую модель. Мир в ней предстаёт другим, отличным от того, который в КМ. Но от наблюдений, сделанных в рамках КМ она, естественно, не отказывается, а только по-новому интерпретирует их в рамках новой, более точной модели мира.
И конкретно к вопросу об элементарном уровне материи, какая теория его описывает, насколько точно и какой уровень точности важен в описании субъекта. Цитата из АИ:
«В результате экспериментов по обнаружению «зернистости» (степени квантования) пространства, которые состояли в измерении степени поляризации гамма-излучения, приходящего от далёких мощных источников, выяснилось, что в излучении гамма-всплеска GRB041219A, источник которого находится на расстоянии 300 млн световых лет, зернистость пространства не проявляется вплоть до размеров 10−48 м, что в 1014 раз меньше планковской длины[65]. Данный результат, по всей видимости, заставит пересмотреть внешние параметры струнных теорий[66][67][68].» Теория струн — Проблема масштаба «зернистости» пространства — Википедия.
Замечу, фраза «вплоть до размеров 10−48 м» в этой цитате означает, что до этих масштабов зернистость не обнаружена, а глубже поискать приборы не позволили. Может, её и вообще нет, и тогда подумайте, как это отразиться на нашем «квантовом» представлении о мире. Черепаха, которая пониже КМ, окажется совсем от неё отличной. И ничего странного в этом не будет — ведь классический мир тоже в глубине оказался совсем не классическим, почему бы и квантовому оказаться не квантовым.
***
В общем, тема КМ как-то увела нас в сторону, по-моему. Написанное у меня КМ и вообще каким-либо научным теориям, принципам и подходам не противоречит, остальное в данном случае неважно. А вот для вас, Евгений, важное есть. Принципиальная неформализуемость мышления/сознания означает, что эти явления связаны с элементарным уровнем материи, каков бы он ни был, и никак иначе. Но КМ элементарный уровень материи не описывает, более того, этот уровень описать невозможно в принципе. Поэтому вы или должны встать на позицию вычислимости мышления/сознания — а это противоречит очевидной логике, или признать, что КМ для описания мышления/сознания не годится, её для этого недостаточно, фундаментальностью не вышла.
Иванников Михаил 04.01.2021 16:31
Заявить о нарушении
Остается тот же самый вопрос: если сознание связано, как Вы пишите, с "элементарным уровнем материи", который мы и познать в принципе не можем, то каким образом мы можем высказываться о существовании этого сознания, описывать его состав, свойства, описывать наличие квалиа? Высказывания непосредственно генерирует наш мозг, значит он каким-то образом этот "элементарный уровень материи" воспринимает и может исследовать, а почему же тогда мы не можем? Почему же он тогда этот уровень непознаваем? Да и как он может быть непознаваем, если сознание - и есть данный нам опыт. По сути, все что мы знаем - это и есть наше сознание и являясь этим сознание мы знаем его именно таким, каким оно и существует само по себе т.е. обладаем абсолютно адекватным и точным его знанием. проблематично не сознание, а все то что гипотетически "лежит за пределами сознания".
Познание отнюдь не тождественно формализации. Я согласен с тем, что функция сознания алгоритмически невычислима, неформализуема - и даже писал об этом в старой моей работе "Гёделевский аргумент". Но отсюда никак не следует, что сознание есть что-то непознаваемое. Многие вещи, например эстетическое восприятие, не формализуются, но тем не менее познаются.
Вы можете сказать: "сознание то познается, непознаваема лишь его физическая основа", но раз мозг генерирует суждения о наличие и строении сознания, значит ему эта "глубинная физическая основа" вполне доступна - т.к. мозг как физический объект может воспринимать сознание лишь через посредство действия на него этой физической основы сознания.
Я же полагаю, что сознание не является частью физической реальности и на физические процессы оно никак не воздействует, но лишь селективно эту физическую реальность воспринимает (интерсубъективно закрывая себе и другим сознаниям к невоспринятым альтернативам - т.е. оно действует только само на себяи на другие сознания), что и проявляется в виде физически необъяснимых (противоречащих и шредингеровской динамике, и СТО)актах редукции волновой функции.
Еще Беркли показал, что мыслить "материю" как некую внеположную сознанию объективную реальность противоречиво. Мыслить можно лишь то, что дано в опыте, а не существует за пределами всякого возможного опыта. С этой т.з. физическая реальность мыслима лишь если она дана в опыте именно как сама эта физическая реальность, а не как ее "отражение". Но опытно она как целое дана лишь в мышлении. Следовательно, "физическая реальность" и существует лишь в мышлении.Тогда не сознание существует в составе физической реальности, а физическая реальность - в составе сознания. При этом она вполне может иметь надындивидуальный или интерсубъективный статус, если понимать мышление не как индивидуальное приватное "конструирование" (как это сейчас делают), а в духе Платона, как сверхчувственное созерцание надындивидуальных умопостигаемых объектов, к которым мы лишь причастны, но не являемся ни их создателями, ни собственниками.
Иванов Евгений Михайлович 04.01.2021 18:17
Заявить о нарушении
>>>Остается тот же самый вопрос: если сознание связано, как Вы пишите, с "элементарным уровнем материи", который мы и познать в принципе не можем, то каким образом мы можем высказываться о существовании этого сознания, описывать его состав, свойства, описывать наличие квалиа?
Ограниченно. Косвенно. Больше никак.
>>>Вы можете сказать: "сознание то познается, непознаваема лишь его физическая основа", но раз мозг генерирует суждения о наличие и строении сознания, значит ему эта "глубинная физическая основа" вполне доступна - т.к. мозг как физический объект может воспринимать сознание лишь через посредство действия на него этой физической основы сознания.
Только мозг не «генерирует» сознание. Сознание — это сама работа мозга изнутри него самого. Но на таком уровне материи мозга, что до этого уровня не добраться.
Если же вы об интроспекции, то в этом нет ничего невозможного и для машины — достаточно обратных связей. Самонаблюдение, самоотчёт — само по себе не есть что-то странное. Странное — это квалиа. А оно связано прежде всего не с самонаблюдением, а с физическим принципами работы такой системы как мозг — уровнем интеграции, сложности системы (точнее, с энтропией). И уже во вторую очередь с рекуррентной архитектурой мозга и другими особенностями, без которых сознание тоже невозможно. К примеру в фазе глубокого сна мозг работает, но сознания нет. Этому всему посвящена третья часть статьи — «Мышление как самоорганизация».
>>>Еще Беркли показал, что мыслить "материю" как некую внеположную сознанию объективную реальность противоречиво.
Так и не надо. Мозг — это определённым образом организованная материя, находящаяся, в силу физических свойств таких систем как мозг, в постоянной динамике (такие системы называют активными и необратимыми). При этом мозг — это также открытая система (это физический термин). В результате динамика мозговых процессов отражает как внешний мир, так и предыдущий опыт, включая врождённый. И изнутри это выглядит как сознание. В итоге и сознание есть физическая реальность, и внешний по отношению к мозгу мир тоже есть физическая реальность.
***
Но учитывая, что мир во всей полноте непознаваем — нельзя заглянуть слишком глубоко, слишком далеко, увидеть начало мира или его конец, то утверждать что-либо следует, конечно, аккуратно. Потому что, может быть, завтра всё окажется совсем не таким, как виделось сегодня. В связи с чем в книге я закончил тему сознания словами А. Д. Линде, советско-американского физика, профессора Стэнфордского университета, автора теории инфляционного расширения Вселенной:
«Возможно ли, что сознание, подобно пространству-времени, имеет свои внутренние степени свободы, пренебрежение которыми ведет к фундаментально неполному описанию Вселенной? Что, если наши ощущения так же реальны (или, быть может, даже более реальны), чем материальные объекты? Что, если мое красное и синее, моя боль — реально существующие объекты, а не просто отражения реального мира? Возможно ли ввести «пространство элементов сознания» и предположить, что сознание может существовать само по себе, даже при отсутствии материи, подобно гравитационным волнам, существующим при отсутствии протонов и электронов? Заметим, что гравитационные волны обычно настолько слабы и так слабо взаимодействуют с веществом, что мы до сих пор их впрямую не обнаружили (обнаружены в 2015 году. — прим. авт.). Однако их существование предельно важно для самосогласованности нашей теории, как и для понимания некоторых астрофизических явлений. Не может ли оказаться, что сознание — настолько же важная часть согласованной картины нашего мира, несмотря на то, что до сих пор мы могли совершенно пренебрегать им при описании известных нам физических явлений? Не окажется ли при дальнейшем развитии науки, что изучение Вселенной и сознания неразрывно связаны, и существенный прогресс в одном направлении невозможен без прогресса в другом?»
Лекция «Инфляция, квантовая космология и антропный принцип». 2001 год.
Иванников Михаил 05.01.2021 13:31
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Пределы сложности искусственного интеллекта» (Иванников Михаил)
Уважаемый Михаил, Вы поставили себе типично охранительную задачу: укрепить трон человеческого Разума и зачистить оппозиционное пространство. Не скажу, что мне - как гомосапинсу - это неприятно, но...
Вы упускаете из виду, что ещё миллиард лет назад некая "качественно менее сложная" амёба НАЧАЛА выходить за рамки собственных ограничений. И к сегодняшнему дню можно констатировать её существенные успехи на этом пути. (Если, конечно, Вы не придерживаетесь модных ныне теорий о происхождении человека из глины и божьего промысла).
А если учесть, что и сама "амёба" откуда-то взялась на свет божий, то слово "биологический" - по отношению к слову "интеллект" - явно меняет свой статус и превращается из короны в ЭТАП развития оного.
И негоже нам, участникам великого пути Познания, ложиться бревном поперёк этого пути.
Не в обиду всем присутствующим будет сказано.
Алексей Вячеславович 30.08.2019 12:10
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Вы книгу читали, которую комментируете? Нет. Потому что в книге ничего из виду не упускается. В том числе "амёбы" и эволюция. Об "амёбах", в частности, написано в главе "Филогенез".
Иванников Михаил 30.08.2019 13:32
Заявить о нарушении
Книгу я читаю и намерен прочесть до конца. Наткнулся я на неё на сайте "нейросайнс". Где хотел задать ряд специальных вопросов, но интерфейс ресурса этого не позволил.
Но неполное прочтение не означает ни неуважения к трудам автора, ни запрет на возникновения мнения. И, если автор в "Заключении" утверждает, что белое - это чёрное, то сказанное настораживает.
А до филогенеза я непременно дойду.
С уважением.
Алексей Вячеславович 30.08.2019 13:56
Заявить о нарушении
Извините, Алексей Вячеславович.
Здравствуйте !
К Михаилу
хочу задать вопрос, пока не решаюсь на отдельную рец, для знакомства с именно автором :
Михаил !
Начал читать текст Пределы сложности искусствкнного интеллекта.
Отклик к ТРЁМ пока первым абзацам введения:
(Собрался написать, когда третий абзац прочитал, а так бы не решылся) :
Вот у вас в третьем фраза "уровень человека достигнуть не выходит.." где вы говорите о иск интеллекте.
Вопрос к этой фразе :
понимаете ли вы, что написав такое, вы вводите в блуд умственный читателя ?
Ведь : вы ещё не определили ВАМИ употребляемое понятие уровень. А уже делаете некий вывод.
Такой метод говорит о грязи логики вашей.
Например :
Поскольку "уровень" - понятие (пока у вас ) неопределённое многозначное, то скорость вычислений (арифметических в т.ч.) тоже м.б. критерием понятия "уровень".
А тогда :
Вы должны сказать (или кто-то может сказать ) :
Человек суммирует гораздо быстрее калькулятора. - А это ложь.
Следовательно :
Ваша фраза - лжыва.
А как же ещё вас понять ?
Или вы скажете (мню), что именно это вы не имели в виду. А имели некое другое.
Но написали же !
Т.е. - к чему клоню :
- есть много критериев (их нужно обязательно задавать) где иск интеллект - давным давно впереди человека.
И есть пока некие отставания у ИИ перед человеком.
И :
Важный критерий отличия человека от иск интеллекта (от калькулятора в т.ч.)- умение (как только ВОЗМОЖНОСТЬ умения) Признаваться. И в ошыбках.
Вот и шанс : найдите у себя ошыбки. И признайтесь публично в них. М.б. и в мной указанной признаетесь.
Искренно буду рад.
Извините за мой, как бы грубый тон начала к вам знакомства.
И кстати, ещё к отклику :
благодарю за первый абзац Введения. Там у вас ошыбка. Но и кроме ошыбки есть то, что (опять мню) вы не заметили. А оно - очень стоящее. Но об этом не разворачиваю беседу.
Здравия Вам !
Георгий Сотула 06.12.2021 16:12
Заявить о нарушении
>>>понимаете ли вы, что написав такое, вы вводите в блуд умственный читателя ? Ведь : вы ещё не определили ВАМИ употребляемое понятие уровень. А уже делаете некий вывод.
Георгий, в предисловии обычно пишут, о чём книга, а сама книга идёт потом, после предисловия. Так уж повелось. Вот там, в книге, всё и объясняется. И про уровень, и про то, в чём искусственный интеллект (ИИ) превосходит человека, и про всё остальное, о чём написано в предисловии.
Иванников Михаил 06.12.2021 20:47
Заявить о нарушении
Михаил, - хорошый ответ. Спасибо. ( Почти хорошый - с учётом вышесказанного.)
Но есть ещё и новая ваша ошыбка : о ВВЕДЕНИИ книги говорил, а не о предисловии.
Георгий Сотула 06.12.2021 23:19
Заявить о нарушении
Георгий, не важно. Предисловие обо всей книге, а Введение в данном случае касается только особенностей изложения основной темы книги.
Быстро считать - это ещё не интеллект. Вот придумать машину, которая сможет быстро считать, - это интеллект.
Иванников Михаил 07.12.2021 00:23
Заявить о нарушении
Михаил, и этот ваш ответ хорош.
И к нему спрошу : "...ещё не интеллект..."
- а можете ли (такая постановка вопроса к однозначному ответу Да или Нет, по крайней мере в начале ответа) дать определение
ОТЛИЧИЯ (!)
интеллекта от ... того (прийдётся вам и это - "того" назвать) , из чего интеллект вырастает?
В чём там по-вашему суть "водораздела" ?
=====
Примечание : об однозначности ответов написал в "игра против игры..."
Георгий Сотула 07.12.2021 01:39
Заявить о нарушении
Нет, точного водораздела нет. Из аргументов книги следует, что создать что-либо сложнее себя нельзя. Но приближение к сложности себя бесконечно, так как по мере приближения, усложнение искусственных систем будет требовать всё больше и больше времени в связи с ростом трудностей различного характера. Но с отдельными задачами искусственный интеллект может справляться и лучше человека. Аналогично тому, как быстрее человека может двигаться автомобиль.
Иванников Михаил 07.12.2021 04:45
Заявить о нарушении
Точного водораздела нет в том, что может искусственный интеллект и что может естественный. Но на уровне физических принципов работы водораздел между искусственными системами и биологическими провести можно. Биологические системы - это открытые термодинамически неравновесные системы. Такие системы способны к самоорганизации, когда из хаоса сам собой возникает порядок. Воспроизвести это явление вычислительными средствами сколько-нибудь близко к сложности реального процесса нельзя. То есть биологические системы изначально являются качественно боле сложными, чем искусственные. Подробнее написано в книге.
Иванников Михаил 07.12.2021 06:23
Заявить о нарушении
Михаил, за этот ответ не говорю спасибо :
Прошу
перепрочесть мой вопрос:
в нём нет ничего об искуственном инт-е. А спросил об обычном. Как о понятии, которое ВЫ употребили в ответе мне.
Вы же не видите сути вопроса. Или же спецыально уходите в сторону от вопроса, желая уйти от ... (вопроса).
Но вы употребили понятие в ответе мне. Раз употребили - значит (предполагаю) знаете, что это такое, можете дать ему определение. И определение отличия от прочего синонимичного. К тому же не я, А ВЫ ВЗЯЛИСЬ за тему об инт-е.
Об ОПРЕДЕЛЕНИИ спросил :
МОЖЕТЕ ИЛИ НЕТ. Дать определение отличия. -
К однозначному вашему ответу. Да или НЕТ.
(Понятно ли я сейчас вам ещё раз уточнил ?)
Георгий Сотула 07.12.2021 10:23
Заявить о нарушении
Да, теперь понятно. Интеллект - это способность ставить и решать задачи. Почему именно такое определение? Если брать за образец интеллекта мозг, нервную систему в целом, а другого образца интеллекта у нас в любом случае нет, то такое определение следует из естественной функции нервной системы в организме. Которая заключается в управлении мышцами и железами, то есть физиологическая суть мышления - преобразование сигналов рецепторов в активность мышц и желёз. Нервная система организует работу мышц и посредством желёз координирует с работой мышц работу остального организма. Другими словами, нервная система выделяет цели и формирует пути их достижения в общем контексте стремления всего живого к самосохранению и размножению, то есть ставит и решает задачи. Чем сложнее нервная система, тем сложнее цели и пути - задачи и их решения. Подробности в книге.
Иванников Михаил 07.12.2021 17:24
Заявить о нарушении
Михаил, спасибо за ответ : "ставить и решать задачи". - это именно ваше определение.
Я имею несколько иной взгляд. (Для меня ваше - некачественное определение, т.к. и ИИ это может)
Мой взгляд изложыл в абзацах окончания полемики (хотел к вам, да по ОШЫБКЕ - извиняюсь - туда написал) :
https://proza.ru/rec.html?2021/12/05/1145
Георгий Сотула 07.12.2021 17:48
Заявить о нарушении
ИИ может ставить задачи и решать их, но хуже, чем человек. Внешне разница между искусственным интеллектом и интеллектом человека в этом. Но в своём физическом основании эта разница имеет кардинально отличные принципы работы искусственных и биологических систем. Поэтому, например, у искусственных систем в принципе не может быть сознания.
Иного мнения иметь не надо, так как оно будет неверное. Ответ мне пишите сюда.
Иванников Михаил 07.12.2021 18:16
Заявить о нарушении
Михаил, вы преувеличиваете свою важность : "...и не надо"
- вам ведь "на пальцах" объяснено, что вы не правы.
Откуда к вас такая самоуверенность ?
Ну например : вы (выше) говорили, что человек Отличается от ИИ тем, что "ставит и решает".
Сейчас говорите - СЕБЕ ПРОТИВОРЕЧА : и ИИ может... но хуже.
- это (без извинений уже пишу ) - извёртливость ваша . Вернее - попытка её использовать. Неудачная.
И к слову "хуже" :
Ну и покажыте, что хотя бы кто-то из человеков быстрее и качественне того же Ютуба анализировал "клиента". Приведите АРГУМЕНТ. а не эмоцыю.
Не приведёте. Вот.
А признаться в том, что не можете точнее дать определение Отличию - ВЫ слабы.
ВОТ.
Вот это - оно и есть, - о признании - как вначале - только возможности признания, а потом и освоеной способности. (Это тоже не одно и тоже : возможность и способность)
Т.е. : эта способность не даётся "от рождения". И все находятся на разных "уровнях" возможностей-способностей. И их можно и нужно нарабатывать, тренировать.
ИИ может имитировать признание. Если в алгоритм прописать.
Но, если он отрабатывает программку "имитацыи" - он "в законе" (апостол Павел об этом пытался пояснять) т.е. у него НЕТ своего.
У него нет АТЕИЗМА. не антитеизма, что путают многие, а Атеизма - отстранённости от "Главного", но зная внутри, что правила Главного - верны. И правила эти - и мои.
Мои.
Не ЕГО. А МОИ. - Это и есть АТЕИЗМ.
АТЕИЗМ.
Как и слово апатия - не есть антипатия. А ослабление чувств (пат) в результате отстранения, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ личной в соблюдении правил. Не по приказу от начальника. А со-знательно. Со - значит с НИМ. С Его знанием. Но оно - моё.
Слабый же волей (человек, и не только человек) - находится вынужденно под управлением более сильного (чувства, сущности и т.п.) он, даже выполняя стереотипное положенное - НЕсознателен.
Пример :
Приказали носить маски - носят.
Приказажут серьгу в нос вдеть, как то придумают, объяснят "зачем" - вденут и серьгу.
(М.б. вы уже знакомы с сайтом Ю.И. МУХИНА - полезный. )
Таковые - разве сознательные ?
Нет. Это - послушные. Но значит ли это, что не нужно быть послушым ? Нет, не значит. Но нужно принимать собственное решение. И личную ответственность за него.
А в таком случае - никаких проблем с признанием (как в нашем случае) обычно - НЕ ВОЗНИКАЕТ. поскольку работает знание (сознание).
Вот давайте предположым, что в нашей беседе в самом начале была введена ответственность за свои слова. Ответственность - это ВСЕГДА ДОГОВОР. А значит, были бы введены и штрафы за противоречие самому себе. И за ложь в ответе.
А тогда : вы бы стали голый и нищий. - разорены штрафами. В пользу меня. А я бы стал богаче. И только из-за вашего желания нечто туманное нечёткое отстоять.
И ещё : вы много от меня получили в этой беседе. А силы поблагодарить меня - у вас тоже нет (пока - это факт). Ключевое : нет сил.
Тем не менее - я писал в расчёте на : моё отстранение от НЕ МОЕЙ точки зрения. ( и на Вашых читателей, кои - тоже будут - то возражать, а некоторые согласятся, т.е. - будут РАЗМЫШЛЯТЬ - а это - важно.)
И : Раз судьба свела с вами - нужно отреагировать. Чтобы поддержывать своё ментальное тело, защищать от нечёткости. В строгости границ. Что тоже тяжело. Мне тяжело.
За то, что в вашем лице собеседника я как-то это сделал (наверное всё же не достаточно хорошо, но сделал)
- Я ВАС БЛАГОДАРЮ.
СПАСИ БОЖЕ.
Георгий Сотула 07.12.2021 22:12
Заявить о нарушении
>>>вы (выше) говорили, что человек Отличается от ИИ тем, что "ставит и решает".
Сейчас говорите - СЕБЕ ПРОТИВОРЕЧА : и ИИ может... но хуже.
Георгий, вам нужно внимательнее читать, что я вам писал. И тогда вы увидите, что противоречий нет. И наконец на все заданные вами сейчас вопросы в книге уже даны подробные ответы. Читайте и обрящете.
Иванников Михаил 08.12.2021 00:31
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Рецензия на «Пределы сложности искусственного интеллекта» (Иванников Михаил)
В 80-х годах в журнале "Вопросы философии" был круглый стол, на котором обсуждалось, может ли машина мыслить. Пять или шесть докторов и кандидатов привели каждый свои, довольно спорные доводы, с одинаковым выводом - не может. Тогда это выглядело, как отстаивание линии партии.
Ваши доводы, безусловно, более аргументированы, но одна из аксиом, на которых они основаны, представляется совершенно несправедливой. Я имею в виду утверждение, что человеческое мышление "бесконечно" сложно. Вы полагаете, что бесконечность мышления следует из того, что оно не может быть описано непротиворечивым образом - но это можно сказать о любой достаточно богатой формальной системе. Достаточно, а вовсе не бесконечно богатой.
Как в конечном организме может за конечное время возникнуть бесконечно сложная способность? Да, человек способен многое понять, но если реальность можно считать бесконечно сложной (и то не факт: Сет Ллойд оценил число кубитов во Вселенной - колоссальное, но конечное), поскольку все её явления одновременны и взаимосвязаны, то мышление рассматривает реальность по частям и связывает лишь их примитизированные образы, понятия.
Ещё одна группа Ваших доводов, связанных с ИНС - отсутствие критерия остановки, необходимость участия человека в самом процессе обучения, исходного задания всех элементов перебора. Вы всё время представляете машину, подчинённую человеку, взаимодействующую со средой через человека - это верно сейчас, но может быть преодолено. Критерий остановки у машины должен быть тот же, что у человека - соответствие среде. Она должна перебирать варианты алгоритмов, аксиом, критериев, пока не начнёт выигрывать у среды, предсказывать её дальнейшее развитие. А после этого продолжать отслеживать соответствие и при наличии расхождений пересматривать алгоритм. Так учится человек, и так же должна учиться машина. Разумеется, заранее должна быть создана база для перебора, но машине гораздо легче её собрать из колоссальных знаний, уже имеющихся в сети. Надо только научить её этому. Посмотрите, как переводит с русского на английский и обратно основанный на нейросети переводчик Яндекса.
Я выбрал из Вашего труда некоторые фразы и прокомментировал их.
"Непосредственным источником математики является мышление человека, поэтому если все основания математики не могут быть формализованы, то не может быть формализовано и всё мышление."
- Безусловно.
"Но если мышление не может быть формализовано, то и создать искусственный интеллект, приближающийся к сложности мышления человека, тоже нельзя, так как чтобы построить искусственную систему прежде необходимо иметь алгоритм её работы — полный набор «правил поведения» этой системы, то есть прежде необходимо формализовать мышление."
- Если бы это было необходимо, то мыслящий человек не мог бы иметь и мыслящих детей! Откуда у ребёнка берётся способность мышления? Допустим, она врождённа. Это означало бы, что кто-то - Бог или природа заложил в естественную нейронную сеть нашего мозга (либо какое-то другое устройство в нашей голове) некий алгоритм - но Вы доказали, что такого алгоритма быть не может. К тому же, будь способность мышления врождённа, ребёнок, первобытный или малообразованный человек не уступали бы учёным в способности мыслить. А мы знаем, что образование благотворно влияет на эту способность. Следовательно, мышление последовательно развивается на протяжении жизни человека - без полного набора правил, без формализации.
"Иначе говоря, мышление имеет качественное преимущество перед «разумом» машинным, работающим «механически», по некоторому заданному алгоритму, точной инструкции, так как мышление продолжается и за рамками алгоритма, имея возможность их создавать и оценивать, «наблюдая со стороны». И наконец если никакой алгоритм всю сложность интеллекта человека выразить не может, то, следовательно, никакой искусственный интеллект не может быть сложнее интеллекта человека, а также, связанный вывод, человек не может создать искусственную систему сложнее себя."
- Если "мышление родолжается и за рамками алгоритма", с чем нельзя не согласиться, то почему бы и машине не дать возможность выходить за эти рамки? Формально это можно делать, просто используя датчик случайных чисел. Если, конечно, в зависимости от выпавшего числа будут изменяться не параметры, а сам алгоритм. Суть нейронной сети именно в такой смене алгоритмов, но в зависимости не от случайости, а от реакций среды.
"Единственный претендент на роль «не алгоритма» — это континуум, нечто непрерывное, сплошное, само по себе невычислимое. Но именно континуумом — абстракций разного уровня, от эмоционально-мотивирующего самоощущения, как смысла происходящего, до конкретных образов происходящего — как раз и воспринимается сознание."
- Непрерывное, невычислимое может быть смоделировано через случайное.
Я мог бы продолжать, но думаю, пока достаточно.
С уважением, Валентин.
Валентин Кононов 25.03.2019 00:19
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Валентин, бесконечная сложность возникает с точки зрения вычислимости процесса. Если процесс в принципе невычислим, то есть написать сколько-нибудь точный алгоритм явления в принципе невозможно, то его сложность бесконечна, мы попросту не можем её никак оценить. Процесс мышления именно такой процесс — мышление в принципе невычислимо сколько-нибудь точно. Подробнее об этом в главах «Мышление и полнота знания», «Сложность мышления». «Пределы познания».
По формальным системам. В первой главе показано, что из математики неустранима метафизика. Это происходит именно потому, что мышление имеет бесконечную сложность. Проще говоря, никакой сколь угодно сложный формальный язык мышление описать не способен.
По эволюции. В книге обосновано принципиальное отличие живых систем от искусственных (то есть работающих по некоторому алгоритму), что не позволяет создать эволюционирующую искусственную систему. Если коротко, реальный процесс эволюции, то есть в целом — самоорганизации, возможен только в открытых системах (хаотических, неравновесных и т. д.), искусственный системы таковыми не являются. Как следствие, «эволюция» искусственных систем возможна только в очень ограниченном объёме типа обучения нейронных сетей, генетических алгоритмов и т. п.. (Об отличиях искусственных и самоорганизующихся систем написано в главе «Главный принцип», и если непонятно, то главы перед ней.) Если же взять уже готовую живую систему, например обезьяну, то долго ждать.
Далее. Собственно, уже ответил выше. «Мышление развивается в течении жизни человека», но только по качественно иному принципу, чем работают искусственные системы.
«Задание случайности» никак и ничем не отменит алгоритм. Случайный выбор будет частью алгоритма, а не выходом «за него». Речь же идёт о принципиально разных процессах.
Континуум невычислим, случайность здесь вообще ни при чём.
Иванников Михаил 25.03.2019 03:24
Заявить о нарушении
"Если коротко, реальный процесс эволюции, то есть в целом — самоорганизации, возможен только в открытых системах (хаотических, неравновесных и т. д.), искусственные системы таковыми не являются."
- Искусственные системы не являются процессами самоорганизации лишь настолько, насколько мы хотим или вынуждены в них вмешиваться. Мы пишем программы для неймановских компьютеров, управляем различными системами, задавая алгоритм их работы и защищая от среды, не допуская незапланированного вмешательства извне. Но самоорганизация лазерного луча, ячеек Бенара, реакции Белоусова-Жаботинского и тысяч других относительно простых процессов идёт в открытых, хаотических, неравновесных системах под внешним управлением человека, обеспечивающего лишь необходимые граничные условия, не вмешиваясь при этом во взаимодействие элементов систем.
Является ли вычислимым процесс турбулентности? Существуют модели расчёта средних значений параметров турбулентного потока, но ни одна из них не может дать точных решений. Возможно, турбулентность тоже следует называть бесконечно сложной, но управлять ей, также как другими самоорганизующимися системами, человек научился. Почему нельзя аналогично обеспечить необходимые условия для самоорганизации ИНС и не вмешиваться в их саморазвитие?
Вы правильно говорите, что для самоорганизации необходима открытость системы. Если дозировать внешнюю инормацию, ИНС никогда не станут мыслящими. Но, как я уже писал, информации в сети очень много. В более общем смысле машина должна взаимодействовать с реальностью. Надо только научить систему работать с ней, это и обеспечит открытость. Хаотичность, если её недостаточно, может быть смоделирована через случайность. Задать её можно даже в неймановском компьютере. Структура нейросети и отдельных нейронов должна обеспечивать неравновесность на первом этапе. В дальнейшем ИНС смогут сами управлять своей структурой в гораздо большей степени, чем это может делать человек, что даст им шанс обогнать человека.
Вы ничего не сказали о способности мыслить у ребёнка. Всё-таки, она врождённа или развиваема?
С уважением, Валентин.
Валентин Кононов 25.03.2019 23:59
Заявить о нарушении
Мы и человеком управлять можем — в тех же ограниченных пределах, как и турбулентным потоком, только к созданию искусственных систем это прямого отношения не имеет.
Если мы возьмём алгоритм, то есть некую искусственную систему, то её эволюция будет ограничена возможностями её алгоритма, в то же время невозможно написать бесконечно сложный алгоритм. Говоря по-другому, мы можем написать алгоритм некой определённой сложности, предполагая, что он сможет эволюционировать/обучиться и стать, например, сложнее мышления человека. Но если мышление имеет бесконечную сложность, то и этот алгоритм должен стать бесконечно сложным. Очевидно, это невозможно. Иначе говоря, мышление и подобные ему процессы качественно отличаются от алгоритма.
Открытая система — это не просто некая система с непредсказуемым поведением, а система неотделимая от среды, интенсивно с ней взаимодействующая, вследствие чего уже и возникает ограниченная предсказуемость. Поэтому «моделирование непредсказуемости» никак не сделает искусственную систему открытой системой. Проще говоря, неотделимость от среды означает и неотделимость от всей сложности среды, в то же время сложность всей среды бесконечна.
Алгоритм не может «обеспечить неравновесность» в принципе, потому что алгоритм — это инструкция, чтобы инструкция приобрела сложность всей среды, нужно знание всей среды, но полнота знания не имеет смысла, сложность всей среды бесконечна и даже приближение к такому уровню знаний невозможно. Настоятельно советую ещё раз прочитать главу «Главный принцип», там подробно написано, что значит и неравновесность, и открытость среде.
Способность мыслить и врождённая, и приобретённая одновременно, так как открытые системы неотделимы от среды. Главы «Филогенез» и «Морфогенез» и часть «Мышление».
Иванников Михаил 26.03.2019 03:14
Заявить о нарушении
"Мы и человеком управлять можем — в тех же ограниченных пределах, как и турбулентным потоком, только к созданию искусственных систем это прямого отношения не имеет."
- Я, видимо, неточно выбрал слово. Человеком мы управляем, но его не создаём. Лазер или турбулентность (где она нужна) человек создаёт сам и обеспечивает заданные характеристики этих процессов, хотя они не могут быть описаны алгоритмом конечной сложности.
"Если мы возьмём алгоритм, то есть некую искусственную систему, то её эволюция будет ограничена возможностями её алгоритма, в то же время невозможно написать бесконечно сложный алгоритм... мышление и подобные ему процессы качественно отличаются от алгоритма."
- С этим я не спорю. Но искусственная система не обязательно действует по алгоритму - примеры лазера и турбулентности говорят именно об этом.
"Открытая система — это не просто некая система с непредсказуемым поведением, а система неотделимая от среды, интенсивно с ней взаимодействующая, вследствие чего уже и возникает ограниченная предсказуемость. Поэтому «моделирование непредсказуемости» никак не сделает искусственную систему открытой системой."
- Говоря о моделировании хаотичности, я имею в виду вовсе не непредсказуемость. Необходимость открытости безусловна, она обеспечивается удалением лишних перегородок, тесной связью системы со средой. А хаотичность (равновесность) нужна для обеспечения возможности самоорганизации, она позволяет создать внутри возникающей системы отражение среды. Открытость сама по себе способствует росту хаотичности в системе и естественные системы возникали, видимо, без дополнительного выравнивания субстрата. Напротив, вся история развития жизни - это история создания защиты от внешней энтропии, ограничения воздействия среды на систему. Но мы идём с другой стороны, убирая некоторые границы и подготавливая равновесную элементную базу для возникновения на ней самоорганизации. Такой путь должен быть гораздо короче.
"Алгоритм не может «обеспечить неравновесность» в принципе... сложность всей среды бесконечна и даже приближение к такому уровню знаний невозможно."
- Безусловно. Но об описании всей среды никто и не говорит.
"Способность мыслить и врождённая, и приобретённая одновременно, так как открытые системы неотделимы от среды. Главы «Филогенез» и «Морфогенез» и часть «Мышление».
В конце главы "Морфогенез" Вы пишете о воздействии среды на формирование организма. Безусловно, оно имеет место. Но следует ли из этого, что именно такое воздействие в момент зачатия позволяет мышлению возникнуть в новом организме? Разумеется нет. Хотя мы и не видим в ДНК "плана организма", зародыш несёт в своих ДНК некую систему информации, которую вряд ли можно назвать формальной логической системой, но которая имеет исчерпывающий характер в том смысле, что всю структуру организма в начальный момент развития определяет только она. Далее на развитие мышления воздействует, безусловно, среда, в первую очередь (но не только) социум - родители, друзья, учителя и т.д. Таким образом, следует отделить начальную структуру высшей нервной системы человека, передаваемую по наследству, от возникающих в ней самоорганизующихся процессов, развитие которых обусловлено тесным взаимодействием со средой. Ведь информация ДНК, имеющей конечную сложность, не может, как Вы неустанно повторяете, содержать сложность всей среды.
Валентин Кононов 27.03.2019 00:12
Заявить о нарушении
Искусственные системы всегда работают по алгоритму. Лазер — как процесс самоорганизации, не искусственная система. В том же смысле вы можете взять биологические нейроны и использовать их в неких искусственных условиях, но от этого сами нейроны не станут искусственными.
При прочих равных сложность порядка в самоорганизующейся системе напрямую зависит от интенсивности её взаимодействия со средой. Поэтому история жизни (направление эволюции) — в разном. Отгораживание — это курс на снижение активности и сложности, интенсификация — на увеличение активности и сложности. Например, мозг чрезвычайно активно связан со средой, как следствие, он может быть очень сложным.
Клетка — это тоже термодинамически неравновесная система, то есть открытая система, интенсивно взаимодействующая со средой (точнее, это организм «тоже», а клетка прежде всего). Поэтому на всех этапах развития организма без среды никуда. Просто среда в утробе отличается постоянством, поэтому больший вес получают наследственные факторы, а не среда. В итоге в попытке отделить у зародыша наследственные факторы от приобретённых возникают те же проблемы, что и во взрослом организме. Цитата (подставьте вместо «мозг» любое слово — «клетка», «взрослый организм», «зародыш в утробе»):
«Высокая зависимость от среды означает, что мозг невозможно «разобрать» без значительной утраты информации о его работе, так как вне взаимодействия со средой порядок в работе элементов мозга будет нарушен, а сколько-нибудь точно восстановить его по отдельным элементам невозможно. Если упрощать ситуацию, то так же по песчинкам невозможно понять какой конкретной формы была куча песка до её осыпания. Ограничено и исследование мозга «снаружи», так как интенсивное воздействие с целью наблюдения внутренних процессов минимум изменит их естественный ход, а максимум мозг разрушит, снова оставив одни элементы. В результате представление о работе мозга всегда ограничено некоторым внешним и относительно простым уровнем от его действительной сложности, а предсказания поведения субъекта поэтому возможны или только в общем, или на очень короткий промежуток времени.»
Ваша идея создать открытую систему алгоритмически не нова, но она принципиально неосуществима. Чем сложнее вам будет нужна система, тем больше она должна быть открытой, в результате сложность её алгоритма будет стремиться к сложности алгоритма всей среды. В общем, это в принципе невозможно. Но проблема не только в этом. Предположим вы имеете возможность создать такой алгоритм. Кто будет отбирать его приемлемые варианты? У меня аналогом такого алгоритма выступает фантастический компьютер, скорость работы которого и сложность задаваемых ему программ не имеет ограничений — и всё равно предел возникает до приближения к сложности мышления человека. Глава «Фантастический компьютер».
В общем, создать что-то сложнее себя принципиально невозможно, а на практике неосуществимо и даже приближение к этому уровню.
Иванников Михаил 27.03.2019 04:37
Заявить о нарушении
"Лазер — как процесс самоорганизации, не искусственная система."
-Лазеры люди рассчитывают, производят, эксплуатируют. Процесс самоорганизации - это основная составляющая их работы, и она подконтрольна человеку. Либо мы должны признать лазер искусственной системой безо всяких оговорок (как считаю естественным я), либо дать определение понятию искусственной системы, как системы, работающей исключительно по алгоритму (как, видимо, считаете правильным Вы). Но если Вы придерживаетесь такого определения, то любая система самоорганизации, даже созданная человеком и подконтрольная человеку (как, например, лазер), не является искусственной. Что не исключает возможности создания человеком других систем такого рода.
"Отгораживание — это курс на снижение активности и сложности, интенсификация — на увеличение активности и сложности. Например, мозг чрезвычайно активно связан со средой, как следствие, он может быть очень сложным."
- Обратите внимание, что в неживой среде резкие границы встречаются довольно редко. А всё живое, напротив, окружает себя многочисленными границами. Клетка и все органеллы в ней окружены мембранами, многоклеточные организмы защищают себя хитиновым или костным панцирем, кожей, покрытой чешуёй, мехом или перьями, деревья покрыты корой и т.д. Человек в дополнение одевается и строит дома, животные используют естественные укрытия. Что касается мозга, то он особо защищён сплошым костным черепом. Всё это необходимо для защиты от энтропии среды. Именно поэтому и "среда в утробе отличается постоянством" - ответственный момент возникновения новой жизни должен быть максимально защищён от внешних воздействий. Есть границы и в нашем сознании - разные смыслы определяются разными терминами.(Об этом здесь: https://www.proza.ru/2018/09/30/1984) Благодаря этому и возникает логическое мышление, менее богатое, чем более древнее образное, но более экономичное и потому более глубокое. Не повторяя всего разнообразия среды, по определению более сложной, логика строит её схему - не точную, не позволяющую всё предсказать, но локально достаточную для существования.
Безусловно, во всех границах есть "КПП" - рот, поглощающий пищу, органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и т.п. Есть и органы действия, у человека очень развиты руки, и особенно пальцы. Активный обмен с окружающей средой энергией и информацией, и тут я с Вами согласен, абсолютно необходим. Но если бы этот обмен шёл напрямую через каждый нейрон, каждую клетку нашего организма, то мы остались бы, думаю, где-то на уровне амёбы. И того достичь можно лишь благодаря наличию клеточных мембран.
О каких приобретённых зародышем факторах Вы говорите? В момент зачатия есть только информация ДНК. Приобретать, собственно, ещё некому. Далее - пожалуйста, хотя не думаю, что до рождения возможны существенные подвижки в мышлении. До понимания речи оно не превосходит (мягко говоря) животного уровня.
Итак - в момент зачатия новый организм получает ограниченную иформацию ДНК, в принципе алгоритмизуемую, то есть не обеспечивающую мышления. В дальнейшем в ЕНС мозга, в тесном взаимодействии со средой, идёт процесс самоорганизации, и мышление может возникнуть только в его ходе. Что не умаляет, безусловно, вклада предшествующих поколений, отшлифовавших строение ЕНС и отдельных нейронов, а за последние тысячелетия сформировавшие социум, языки и знания.
Валентин Кононов 28.03.2019 00:41
Заявить о нарушении
У нас есть вода, сосуд и огонь — соединяем, получаем ячейки Бенара. Как всё правильно собрать — это алгоритм, динамику же самого явление можно вычислять только более или менее приблизительно, так как неравновесные фазовые переходы происходят в результате бифуркаций. И чем сложнее система, тем более приблизительно.
Мембрана, череп — это всё способ обеспечить интенсивное взаимодействие со средой тому, что внутри, а не отгородиться от неё. Так как чем более открытая система, тем менее в ней должно быть жёстких связей, потому что любая жёсткая связь — это ограничение свободы, закрытость, равновесие и покой. А вот скелет или архитектура нейронной сети — это уже способ задать логику процессов, за счёт ограничения степеней свободы, и таким образом направления активности в нужном направлении.
Суть логики процессов в биологической нейронной сети — распознавание условий и формирование управляющих мышцами и железами сигналов. И чем сложнее нейронная сеть, тем более сложные, то есть тем более абстрактные зависимости в окружающем она сможет выявить, что и есть суть логического мышления. То есть опять же отгораживания от среды здесь нет — есть ограничение степеней свободы. Глава «Речь».
Обмен со средой и идёт напрямую через каждую клетку — прямо через мембраны, что у амёбы, что у нейрона. Глава «Отличие искусственных нейронных сетей от биологических». Мембраны — это тоже самоорганизующиеся системы, проницаемые для среды. Глава «Филогенез».
В момент зачатия есть клетка — и она есть всегда, ДНК без среды клетки не имеет смысла. И никакой информации об организации будущего организме она не содержит. ДНК просто реагирует на вещества — какое к ней поступило вещество, такая и реакция. И всё. Вычислить из этого устройство будущего организма невозможно. Тем не менее для развития из одной клетки целого организма и этого достаточно. Глава «Морфогенез», где про Тьюринга. На всякий случай ещё раз напомню, читайте книгу исключительно в формате pdf. Ссылки здесь https://www.proza.ru/avtor/laplas
Иванников Михаил 28.03.2019 02:24
Заявить о нарушении
"Как всё правильно собрать — это алгоритм, динамику же самого явление можно вычислять только более или менее приблизительно..."
- Вам шашечки нужны или ехать? Не надо всё точно рассчитывать, надо, чтобы работало. Лазер работает, хотя точно рассчитать неравновесные переходы в нём нельзя. Называйте его искусственной системой или НЕ искусственной системой, человек его создал и таким же образом может создавать и другие самоорганизующиеся системы.
"Мембрана, череп — это всё способ обеспечить интенсивное взаимодействие со средой тому, что внутри, а не отгородиться от неё... любая жёсткая связь — это ограничение свободы... А вот скелет или архитектура нейронной сети — это уже способ задать логику процессов, за счёт ограничения степеней свободы, и таким образом направления активности в нужном направлении."
- Что ж, включите погромче какой-нибудь дурацкий фильм, или пойдите в дрянной кабак, подеритесь там с кем-нибудь, ну или просто постучите своим черепом по стене - взаимодействие со средой будет куда интенсивнее! Череп и мембрана не меньше помогают в концентрации на выполнении основной функции, чем специальные внутренние струкуры. Они ограничивают внешний шум, избавляют систему от энтропии, которая быстро разрушала бы ту неравновесность, которая собирается по крупицам - тоже из среды, но по согласованным, шумоподавляющим каналам.
"Суть логики процессов в биологической нейронной сети — распознавание условий и формирование управляющих мышцами и железами сигналов. И чем сложнее нейронная сеть, тем более сложные, то есть тем более абстрактные зависимости в окружающем она сможет выявить, что и есть суть логического мышления. То есть опять же отгораживания от среды здесь нет — есть ограничение степеней свободы."
- Относительно сознания я говорю не об отделении от среды, а о разграничении понятий. Абстрактные понятия и абстрактную логику легко усваивает и ребёнок, поскольку между собой они свзаны гораздо проще, чем соответствующие им конкретные понятия и тем более образы - между собой. Другое дело, что выявить эти абстракты, обобщить конкретное трудно, для этого действительно нужна сложная нейронная сеть, тут Вы правы. Но когда это сделано, логическое мышление не обязано каждый раз повторять всю конкретику. Мы можем с Вами говорить о сложных вещах, поскольку "стоим на головах гигантов", эти сложные вещи уже систематизировавшие до нас.
"Обмен со средой и идёт напрямую через каждую клетку, что у амёбы, что у нейрона."
- Амёба фильтрует энергию и информацию из внешней среды. Нейрон - из среды внутренней. В ней нет или хотя бы гораздо меньше случайного, тем более агрессивного. Это неважно? Идите в кабак и работайте над новыми статьями там.
"В момент зачатия есть клетка — и она есть всегда, ДНК без среды клетки не имеет смысла. И никакой информации об организации будущего организме она не содержит. ДНК просто реагирует на вещества — какое к ней поступило вещество, такая и реакция. И всё. Вычислить из этого устройство будущего организма невозможно. Тем не менее для развития из одной клетки целого организма и этого достаточно."
- Замечательно. Есть ДНК, содержащая ограниченную информацию и клетка, вообще не содержащая никакой информации об организме. Они "просто" реагируют друг на друга и в этом неалгоритмизуемом процессе развивается организм. То есть почти всю информацию для возникновения мышления организм берёт из среды - мы с Вами нашли понимание?
Но тогда что нам мешает смоделировать некую зародышевую систему и запустить процесс самоорганизации, который будет брать из среды информацию для своего совершенствования? Ваш тезис, что такая система в принципе не может превзойти уровень человеческого мышления уже преодолён, поскольку мы не обязаны заранее просчитывать весь ход её развития.
Но ведь мы можем сделать её на порядки более сложной, быстрой, осведомлённой, чем человеческий мозг. Используя при этом всю доступную информацию об устройстве мозга, обеспечив ширококанальный доступ к внешней среде и возможность самоусовершенствования, задав стимулы для него, можно преодолеть и представление о невозможности быстрого достижения человеческого уровня.
Валентин Кононов 29.03.2019 00:40
Заявить о нарушении
Явление создано, в той мере в какой оно понятное и управляемое. «Самоорганизующиеся явления» человек в наибольшей степени поэтому не создаёт, а только лишь использует.
Система не может быть «полностью» открыта среде, иначе она станет просто средой, тем не менее сложность работы системы зависит от интенсивности взаимодействия с ней. Поэтому при прочих равных, чем более сложную систему мы захотим получить, тем больше она будет «рыхлой», в результате её придётся как-то защищать, иначе не удастся обеспечить необходимую логику её работы. Но никакого «отгораживания от среды» здесь нет, наоборот, есть стремление к увеличению интенсивности взаимодействия со средой и, как следствие, необходимо «разделение труда» — какие-то части интенсивно взаимодействуют, какие-то их защищают.
Клетка и ДНК — это одна система, и эта система — её существование и деление — невозможна без взаимодействия со средой, в том числе без взаимодействия со средой материнского организма. Таким образом, можно сказать, что в ДНК есть только часть информации о будущем организме, другая находится в среде.
По последней части я вам уже писал. Проблема не только в возможностях, но и в отборе. Алгоритм мышления принципиально невозможен, точно так же нельзя расшифровать генетическую программу и управлять морфогенезом. Следовательно придётся повторять эволюцию, создавая системы наугад, основываясь на том, что в мозге, организме и природе в целом всё же удалось понять, проверяя их работу, оставляя лучшие и отсеивая негодные, подмечая закономерности и учитывая их в создании новых систем, и так постепенно переходя ко всё более сложным. Верно? Так вот этот путь станет невозможным задолго до приближения к сложности мышления человека. Глава «Искусственный интеллект и эволюция».
Иванников Михаил 29.03.2019 03:15
Заявить о нарушении
"Явление создано, в той мере в какой оно понятное и управляемое. «Самоорганизующиеся явления» человек в наибольшей степени поэтому не создаёт, а только лишь использует."
- Не будем спорить о словах (непонятно, как человек может "лишь использовать" несуществующий в природе лазер, но ладно). Я говорю (в Вашей терминологии) лишь об использовании самоорганизующихся процессов в искусственных нейростях.
"...необходимо «разделение труда» — какие-то части интенсивно взаимодействуют, какие-то их защищают."
- Полностью согласен. Разногласие между нами, вероятно, в соотношении первого и второго, но точные цифры тут назвать трудно.
Вернёмся к Вашему основному труду, к главе «Искусственный интеллект и эволюция».
"Таким образом, по мере приближения сложности искусственных систем к уровню мышления человека, их работа будет также становиться всё более непонятной, а значит, угадывать и затем проверять выбор на практике придётся всё чаще, так как количество возможных вариантов систем будет стремительно расти, а возможность их мысленного анализа, ввиду роста сложности, будет, наоборот, всё быстрее уменьшаться. Иными словами, полностью аналогично исследованиям природы или изучению мышления, в разработке систем искусственного интеллекта будет расти относительная доля экспериментов."
- Да, но столь же стремительно будут падать участие человека в этих экспериментах и расти возможности самих систем. Бесконечность, делённая на бесконечность, есть неопределённость, так что Ваш пессимизм относительно возможностй искусственного интеллекта вполне можно поставить под вопрос. Предлагаю на этой оптимистической ноте завершить дискуссию. Надеюсь, она была полезной. Спасибо.
Валентин Кононов 29.03.2019 22:24
Заявить о нарушении
Я всё же отвечу. Отбор искусственных систем всегда производит человек, поэтому его доля не будет ни падать, ни увеличиваться. Вот отбор биологических систем производит среда в целом, так как они способны к самостоятельному существованию в среде, размножению и эволюции. Поэтому теоретически какие-нибудь тараканы в будущем могут стать и сложнее человека. Но долго ждать. Если же попытаться ускорить эволюцию, то, следовательно, основной вес в отборе переместится к человеку. Но тогда см. выше — глава «Искусственный интеллект и эволюция». Поэтому никакой «бесконечности, делённой на бесконечность» нет. Есть качественные аргументы, говорящие о таких же качественных ограничениях сложности искусственного интеллекта.
И ещё. Бесконечность познания — это неоднозначно, а вот познать всё — это однозначно плохо. Невозможность создать ИИ, превосходящий человека, — это неоднозначно, а вот создать такой ИИ — это однозначно плохо. Поэтому у меня как раз оптимизм. )
Иванников Михаил 29.03.2019 22:46
Заявить о нарушении
Ну, Михаил, Вы же сами писали: "Искусственные системы всегда работают по алгоритму." Так что самоорганизующиеся системы по (Вашему) определению не искусственные. И их эволюция во взаимодействии со средой не будет зависеть от человека. Это плохо? А современное развитие человечества Вам нравится? Не стоит прятаться под подушку, эра господства человека завершается и вопрос стоит не о том, как жить хорошо, а как - плохо. Вопрос о том, можно ли ещё как-нибудь выжить или нет.
Залогом развития является накопление информации (знаний), и если человчество, как Вы достоверно описали, начинает буксовать в связи с усложнением познаваемого, то эту функцию надо возлагать на более быстрые и мощные машины. Без ускорения познания человечеству не выжить. Вы скажете, что нечеловеческий интеллект может стать могильщиком человечества, что боевые системы могут выйти из-под контроля и начать громить всё подряд. Да, это не исключено и хотелось бы быть поосторожнее. Но основания для оптимизма всё-таки есть, ведь средой развития любого интеллекта является социум, а он ещё достаточно долго будет преимущественно человеческим. Надо, следовательно, стараться, чтобы он был ещё и человечным.
Валентин Кононов 30.03.2019 00:03
Заявить о нарушении
Вы можете создавать системы из биологических нейронов или попытаться тем или иным способом улучшать уже существующих животных. Это и будет попыткой ускорить эволюцию, когда основной вес в отборе переместится к человеку.
Я совсем ничего не хочу сказать про «машины уничтожающие человека», этот уровень прогнозов мне неинтересен. Про социум его прошлое, настоящее и возможное будущее у меня есть отдельная глава «Социальный прогресс», про то, что после науки, есть глава «Новые методы». Что же насчёт «более быстрых и мощных машин», то они и уже помогают человеку, и помогут ещё лучше в будущем, однако уровень их сложности принципиально ограничен уровнем значительно более низким, чем интеллект человека, поэтому если загнётся человек, то вместе с ним исчезнут и они.
Иванников Михаил 30.03.2019 00:40
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
+ добавить замечания
Рецензия на «Организм, мышление и самоорганизация» (Иванников Михаил)
Вашей статье, как по размерам, так и по научному уровню, требуется специфическая научная площадка. Наверное, из этого огромного научного массива, можно сформировать более компактную версию ваших представлений для Прозы.
На своей страничке я пытаюсь, в краткой форме, объяснить многообразие поведенческих форм человека на воздействия окружающей среды.
В упрощенном виде, это выглядит следующим образом. На человека идет непрерывный поток СИГНАЛОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ окружающей среды. Наши сенсорные системы преобразуют эти сигналы, в понятные для мозга (МЫШЛЕНИЕ) словесные формы. Наше мышление, эти сигналы воздействия преобразует в словесные формы СИГНАЛОВ ДЕЙСТВИЯ. В результате, на все случаи жизни, в мышлении формируется словесный аналог поведенческих форм (действий) человека. При этом, конкретные действия человека всегда сопровождается контролем со стороны мышления в интерактивном режиме, что позволяет оптимизировать действия человека.
Например, меня заинтересовал смысл вашей статьи, но я не обладаю нужными специфическими знаниями и поэтому приглашаю Вас обменяться мнениями в несколько иной плоскости, которая, на мой взгляд, отображает важную для нас реальность.
У Вас в тексте тоже есть «намек» на это обстоятельство, но он имеет некое второстепенное значение.
«В итоге субъект и эмоционально понимает себя, и соответственно этому пониманию в его сознании возникают новые слова и образы. И так размышление продолжается, пока опыт и условия не приведут к смене поведения».
Владимир Плетнёв 14.03.2019 09:12
Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Владимир, ваш мир — который в ваших работах, по-моему, слишком личный, философский и образный. Мне же больше интересно что-то более приземлённое и общепринятое. Поэтому комментировать ваши идеи мне сложно, их «язык» мне непонятен.
Иванников Михаил 14.03.2019 22:03
Заявить о нарушении
|